Программа АВА для аутистов

ABA‑терапия (метод прикладного анализа поведения)

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.


При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Содержание

Мотивация и некоторые правила АВА 5

Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом 7

Программа АВА терапии 10

Моторная имитация 10

Программа 1. Устанавливает зрительный контакт 10

Программа 2. Имитирует основные движения 10

Программа 3. Имитирует действия с предметами 11

Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения 12

Навык просьбы и словесной имитации 12

Программа 5. Имитация произносительных движений 12

Программа 6. Выполнение единичных команд 13

Полная методика выполнения простых инструкций из раздела «Рецептивная речь» 13

Полная методика выполнения программы «Слежение за указательным пальцем» из раздела «Рецептивная речь» 15

Полная методика программы «Дуть, надувать, выдувать» из раздела «Моторика» 16

Полная методика выполнения программы «Имитация звуков и слов» из раздела «Пре-академические навыки» 17

Запас наименований 20

Программа 7. Части тела 20

Программа 8. Предметы 20

Программа 9. Картинки 21

Программа 10. Узнавание знакомых людей 21

Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках) 22

Программа 12. Окружающие предметы 23

Программа 13. Показывает на картинки в книге 23

Программа 14. Назначения предметов 24

Программа 15. Принадлежность 24

Программа 16. Узнает окружающие звуки 25

Программа 17. Указывает на желаемые предметы 26

Полная методика выполнения программы «Указательный жест на мотивационный объект» из раздела «Экспрессивная речь» 26

Работа над ответами не вопросы 28

Программа 18. Называет желаемые предметы словесно 28

Программа 19. Да/Нет (Предпочтение и непредпочтение) 29

Полная методика выполнения программы «Словесные просьбы» из раздела «Экспрессивная речь» 29

Программа 20. Называет знакомых людей 31

Программа 21. Делает выбор 31

Программа 22. Социальные вопросы 32

Программа 23. Глаголы 32

Программа 24. Сопоставляет 33

Программа 25. Цвета 33

Программа 26. Формы и фигуры 34

Программа 27. Буквы 34

Программа 28. Числа 35

Программа 29. Имитирует движения стоя 36

Полная методика выполнения программы: «Имитация движений крупной моторики» 37

Программа 30. Имитирует движения в последовательности 38

Программа 31. Имитирует действия в паре со звуком 39

Программа 32. Повторяет конструкцию с кубиками 39

Программа 33. Копирует простые рисунки 40

Программа 34. Комнаты 40

Программа 35. Эмоции 41

Программа 36. Места 41

Понимание сложных двухкомпонентных инструкций 42

Программа 37. Выполняет двойные команды 42

Программа 38. Подает два предмета. 42

Программа 39. Определения (характеристика предмета) 42

Программа 40. Профессии людей 43

Программа 41. Изображает, что он… (притворяется) 44

Программа 42. Категории 44

Программа 43. Местоимения («мой» и «твой») 45

Программа 44. Предлоги 45

Программа 45. Узнает предметы по описанию 46

Программа 46. Карточки по порядку 46

Программа 47. Пол 47

Программа 48. Специальные вопросы о предметах и картинках 47

Программа 49. Да/Нет (Предметы) 48

Программа 50. Функции частей тела 48

Программа 51. Называет эмоции. 49

Программа 52. Категории (Называет категории и предметы в категориях) 50

Программа 53. Использует простые предложения 50

Программа 54. Сообщает информацию (У меня есть … Я вижу…) 51

Программа 55. Сообщает социальную информацию 52

Программа 56. Я не знаю (Неизвестные предметы и вопросы) 52

Программа 57. Спрашивает: «Что это?» 52

Программа 58. Спрашивает: «Где (находится) …?» 53

Программа 59. Местоимения (Я и Ты) 54

Программа 60. Местоимения (Он или Она) 55

Программа 61. Отвечает на вопросы по общим знаниям. 55

Программа 62. Описывает картинки полными предложениями. 56

Программа 63. Дает характеристики предметам (Видя их и Не видя их) 57

Программа 64. Вспоминает события (только что произошедшие и спустя некоторое время) 57

Программа 65. Отвечает на вопрос «Где?» 58

Программа 66. Назначение комнат 59

Программа 67. Отвечает на вопросы «Когда?» 59

Программа 68. Передает сообщения 59

Программа 69. Ролевая игра с пальчиковыми куклами 60

Программа 70. Одинаковые и различные (восприятие) 60

Программа 71. Что лишнее? (по категории и признаку) 61

Программа 72. Отвечает на вопросы по сюжету 61

Программа 73. Отвечает на вопросы по темам. 62

Программа 74. Выполняет задания: «Спроси…», «Расскажи…» 63

Программа 75. Находит предмет по подсказке, где он находится 64

Программа 76. Отличает, когда надо переспросить и когда сообщить информацию 64

Программа 77. Пересказывает истории 64

Программа 78. Рассказывает по темам. 65

Программа 79. Рассказывает историю (с опорами) 65

Программа 80. Рассказывает историю (без опор) 66

Программа 81. Выражает замешательство (непонимание) и просит разъяснения 67

Программа 82. Притяжательные местоимения - 2 (Я/Ты) 67

Программа 83. Притяжательные местоимения – 3 (Он/Она) 68

Программа 84. Правильно употребляет времена глаголов 68

Программа 85. Отвечает на вопросы после диалога 69

Программа 86. Рассказывает, как… 69

Программа 87. Что общего и в чем отличие (в поле зрения) 70

Программа 88. Что общего и в чем отличие (вне поля зрения) 71

Программа 89. Отвечает на вопрос «Какой/кто (и т.п.) из … » 71

Программа 90. Задает специальные вопросы, когда недостаточно информации 72

Программа 91. Отвечает на вопросы «Почему/зачем…» и «Если…» 72

Программа 92. Логически заканчивает предложения. 73

Программа 93. Отмечает неточности на картинках 73

Программа 94. Предсказывает последствия 74

Программа 95. Дает объяснения 74

Программа 96. Исключает предмет по признаку и категории 75

Программа 97. Дает определения (Люди и Места и Предметы) 76

Программа 98. Подражает сверстнику. 77

Программа 99. Выступает с предложением поиграть со сверстником 78

Программа 100. Показывает новые ответы (через наблюдение) 78

Комментарии   

 
+1 #2 Aysel 13.12.2014 09:03
U mayova sina autizma. Ya xocu ispolzivat etot programmu dlya evo ucebu
Цитировать
 
 
0 #1 fateh zeynal 13.12.2014 03:37
oglumun 2 yashi var,Autizmin elametleri var mualice edirik psixoloq logopedle ishleyirik
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация